Занятие «Трудиться или лениться» направлено на развитие трудолюбия у обучающихся, формирование у них позитивного отношения к труду и активному образу жизни. Данное занятие крайне актуально, так как имеется негативная тенденция в отношении к труду у подрастающего поколения. Сегодня среди школьников подросткового возраста нередко можно услышать мнение о том, что много работать, учиться и трудиться не обязательно. Разделяющие данную точку зрения подростки уверены, что, не прикладывая усилий можно стать успешным и знаменитым. Такое заблуждение приводит к тому, что пропадает интерес к учебе и любому другому труду, возникают неверные представления об окружающем мире. Есть и другой аспект этой проблемы. Многие обучающиеся настроены учиться, понимают важность и ценность академических знаний, хотят выбрать работу, которая помогла бы им стать успешными в будущем. В то же время они совершенно растеряны из-за обилия/отсутствия или недостоверности информации по этому вопросу. Это приводит к дополнительным страхам, связанным с выбором профессии и жизненного пути. По этой причине, как и в первом случае, подростки теряют интерес к вопросам жизненного и профессионального самоопределения, становятся пассивными. Возникающая пассивность подростков со стороны выглядит как лень, нежелание учиться по необъективным или непонятным причинам. На самом же деле, обучающимся надо немного разобраться в вопросах выбора профессии, отношения к труду и понимания его роли в жизни и успешности человека. На решение этого вопроса и направлен урок «трудиться и лениться». Из него ребята смогут узнать о том, что такое труд и почему он так важен в жизни человека, как связан с успехом. Кроме того, подростки узнают, какие есть способы и возможности для решения вопросов профессионального и жизненного самоопределения. А также о том, как в этом им может помочь волонтерская деятельность. Особенностями занятия является использование образовательной технологии деятельностного типа: проблемно-диалогической технологии. Технология основывается на создании проблемной ситуации и дальнейшем совместном с детьми поиске решения; в процессе поиска решения обязательным условием является применение нового знания. Большое внимание уделяется общению педагога и обучающихся, в данной технологии возможно только сотрудничество, в котором ценится собственное мнение ребенка. Проблемно-диалогическое обучение обеспечивает творческое усвоение знаний обучающимися посредством специально организованного учителем диалога.